Изначально школьные модели токарных станков предназначены для организации учебного процесса и формирования первичных навыков работы на этом оборудовании. Однако со временем область их применения значительно расширилась. Сейчас школьный токарный станок, предназначенный для обработки металла и деревянных изделий, можно встретить не только в учебных специализированных классах, но и во многих домашних мастерских.
Требования к учебному оборудованию
Такая популярность школьных станков обусловлена простотой их конструкции, возможностью выполнять основные виды токарных работ, а также низкими требованиями к эксплуатации. Однако наряду с этим необходимо учитывать предъявляемые требования к компоновке и эксплуатационным качествам оборудования этого типа.
Главной особенностью конструкции школьных станков являются ее большие размеры. Большинство моделей настольного типа, что значительно снижает требования к условиям монтажа. Благодаря этому обрабатывающий механизм может использоваться в условиях домашней мастерской или небольшого производственного цеха. Но при этом следует учитывать особенности применения школьных станков.
Для полноценного анализа необходимо изучить основные эксплуатационные и технические параметры оборудования:
- производительность. Этот показатель значительно меньше, чем у профессиональных заводских станков. Изначально школьные установки не рассчитаны для массового производства деталей;
- ограничение по размеру заготовок. Так как большинство станков по металлу имеют небольшие размеры — на них можно выполнять токарные работы только для небольших заготовок;
- точность выполнения операции. Управление работой станка в большинстве случаев осуществляется вручную. Это негативным образом сказывается на качестве токарных работ;
- простота в эксплуатации. Для выполнения ремонтных и профилактических работ не понадобится специальное оборудование. Конструкция станка устроена таким образом, что большинство мероприятий можно выполнять самостоятельно, ознакомившись с инструкцией по эксплуатации.
Но одним из главных преимуществ школьных токарных станков является безопасность работы на них. В конструкции предусмотрены компоненты, предотвращающие появление опасных для жизни ситуаций. Обязательными являются установка защитных прозрачных панелей, в наличии имеется устройство принудительного выключения оборудования в случае возникновения сбоев в работе.
В настоящее время школьные токарные модели по металлу практически не выпускаются из-за низкого спроса. Поэтому чаще всего используется оборудование, изготовленное в 70-х и 80-х годах прошлого века.
Конструктивные элементы школьных учебных станков
Компоновка учебных токарных станков в большинстве случаев классическая. Разница между моделями заключается в их исполнении, настольные или напольные, а также перечнем технических характеристик. Но для актуальности использования данного типа оборудования необходимо ознакомиться с его конструкцией.
Расположение элементов практически любого школьного токарного станка можно охарактеризовать как классическое. На станине, изготовленной из чугуна или металлических листов, монтируются основные блоки оборудования — передняя и задняя бабки, резцедержатель и суппорт. Однако при этом следует учитывать требуемую простоту конструкции. Она заключается в следующем:
- отсутствие коробки передач. Смена режимов происходит вручную;
- изменение скоростей выполняется с помощью ременного привода. Наличие шестеренчатой коробки нецелесообразно, так как это усложнит конструкцию;
- упрощенная конструкция шпиндельной головки. Она предназначена для фиксации заготовки и передачи крутящего момента. В большинстве случаев функция изменения положения продольной оси детали в конструкции станка отсутствует;
- на станине отсутствует выемка для обработки массивных деталей.
Подача охлаждающей жидкости осуществляется за счет встроенной системы. В случае ее отсутствия обработка СОЖ выполняется вручную.
В токарном станке по металлу обязательно должен присутствовать механический тормоз. Он срабатывает во время установки рукояти и управления шпинделем в нейтральное положение. Это обеспечивает минимизацию появления брака во время обработки.
Характеристики и параметры станков для обучения
Так как школьное оборудование имеет худшие показатели производительности и относительно низкие технические параметры, к анализу возможностей станка следует подойти профессионально. Для этого необходимо детально изучить паспорт, определить перечень выполняемых операций и требования к характеристикам заготовки.
Определяющим параметром выбора является расстояние от плоскости станины до центров. Аналогичным нему является удаление до оси вращения шпинделя. Таким образом можно определить максимально допустимый диаметр обрабатываемой заготовки. На ее длину влияет расстояние между передней и задней бабками. При этом необходимо учитывать параметры смещения последней.
Дополнительно для полноценного анализа школьного станка изучаются следующие характеристики:
- пределы частот вращения шпиндельной головки;
- номинальная мощность электродвигателя;
- диаметр отверстия шпинделя для установки прутка;
- параметры блока подачи режущего инструмента — значение продольных и поперечных смещений;
- характеристики передвижения пиноли задней бабки;
- виды и параметры формируемой резьбы.
Немаловажным моментом являются размеры и габариты конструкции. От этого зависят требования к ее установке и дальнейшей эксплуатации. Большинство школьных моделей имеют небольшие размеры, что дает возможность выполнить монтаж даже в условиях небольшой домашней мастерской.
Резцедержатель некоторых моделей школьных станков по металлу может предусматривать установку нескольких резцов. Это позволит выполнять различные типы операций по токарной обработке без смены режущего инструмента.
Для корректной эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих основных правил:
- электрические элементы должны быть заземлены;
- рабочее место обеспечивается хорошим освещением;
- обязательное использование средств индивидуальной защиты;
- перед началом работы необходимо ознакомиться с функциональными возможностями станка, а также техникой безопасности;
- соблюдение правил эксплуатации — своевременное выполнение профилактических и ремонтных работ.
В целом школьный станок, предназначенный для токарных работы по металлу, можно охарактеризовать как надежное недорогое оборудование. Для повышения его функциональности в некоторых случаях выполняется небольшая модернизация.
Для детального ознакомления с возможностями оборудования предлагается посмотреть видеоматериал, в котором подробно описывается работа модели ТВ-4: